Хочу поделиться успешным опытом подготовки будущих радиотехников и инженеров-конструкторов с расширенным кругозором и опытом общения с реальными заказчиками. Этим я занимаюсь в рамках наставнической деятельности в детской лаборатории электроники ГОАУ ДО ЯО ЦДЮТТ. Занимаюсь бесплатно, потому, что это увлекательно!.
На занятиях я занимаюсь развитием проектного мышления. Такой тип мышления позволяет достигать запланированных результатов тогда, когда задачи сложны, неясны и запутаны.
Прежде всего учу ребят раскладывать сложную задачу на простые этапы.
Объясняю на примерах, для чего нужны этапы разработки изделия:
- техническое задание
- макетный образец
- опытный образец
- опытная партия
- серийное изделие
Один их проектов, который сейчас ведется (делается) в кружке, — запуск стратосферного зонда. Казалось бы, что сложного: надуть шарик гелием, прикрепить купленный за границей контроллер и запустить зонд. Ура, полетел!
Но я предлагаю создать центр компетенции здесь, в России, конкретно - в Ярославле. Ребята соглашаются. И мы выбираем трудный путь!
Составляем техническое задание. Выбираем газ для наполнения оболочки, и материал оболочки, рассчитываем подъёмную силу на уровне земли и высоту стабилизации полета аэростата (12-15 км на землей). Выбираем контроллер, датчик температуры, давления, ГЛОНАСС приемник. Начинаем собирать макетный образец.
Сразу берем оригинальную документацию на все комплектующие и... приступаем к волшебству программирования.
Чертовски волнующе видеть, как оживает макетный образец. Контроллер собрал данные со всех датчиков... И в этот момент я говорю, что нужно эти данные объединить особым порядком, который называется «протокол APRS.PDF». И выкладываю документ из 128 страниц текста, таблиц. И ведь дети разбираются! Находим нужные страницы, описания, символы. Пробуем, пробуем, пробуем. И вот наконец долгожданный результат!
На карте APRS.FI появился значок нашего макета.
Переходим на следующий этап: опытный образец. Теперь нам понадобятся знания, как устроена радиостанция, что такое радиоволны, их распространение, антенны, согласование антенн. Изучаем устройство современных микросхем-трансиверов. Понимаем как работает петля фазовой стабилизации частоты с переменным коэффициентом деления, усваиваем понятие несущая и способы её модуляции.
На следующем этапе будем изучать законодательство РФ для регистрации изготовленного передатчика и получения разрешения на запуск стратосферного зонда. За год дети получают знания и практические навыки, которые студенты в ВУЗах изучают в течении нескольких лет. А главное получают позитивный опыт решения сложных задач. И вот так — с шутками-прибаутками - на наших глазах рождаются инженеры-конструкторы!
И это не придуманная история - Ученики детской лаборатории электроники занимают лидирующие позиции на региональных и национальных соревнованиях.
Взято серебро на мировом чемпионате WorldSkills в Казани 2019. Отличные результаты! 26 июня 2019 Наши обучающиеся были участниками прямого радиоэфира "Радио России. Ярославль", посвященному Дню изобретателя, который будет отмечаться в предстоящую субботу, 29 июня. Ребята рассказали о своих изобретениях и поделились рационализаторскими планами на будущее.
ХI Всероссийский фестиваль Робофест
Учимся паять